Pissenlit




Le pissenlit (одуванчик), la fleur préférée des Russes !






ОДУВАНЧИК (лат. Taráxacum). Есть несколько версий происхождения латинского названия. По одной – от греческих слов «лечить» и «болезнь глаз». По другой – от греческого «успокаивать». По третьей –  от словосочетания «дикий латук»:  молодые листья одуванчика употребляют в пищу как салат.
   Слово «одуванчик» московского происхождения, от глагольной основы одуть или обдуть. При малейшем дуновении воздуха пушистые летучки отрываются от цветоложа и разлетаются, оставляя «плешивую голову». С этим свойством связаны его народные названия:  одуван, пустодуй, ветродуйка, летушки, воздушный цвет, плешивец, еврейская шапка,  кульбаба.  За  ранние цветение  и целебные свойства  его называли еще  «мартовским кустом», «эликсиром жизни», «бабушкиной травой».
Облетающий одуванчик
   В христианстве одуванчик, как одна из «горьких трав», стал символом страстей Господних, и именно в таком качестве его рисуют в сценах распятия. Но, как, практически, у всех растений,  его символизм неоднозначен. И хотя одуванчик – традиционный символ горя вообще, в то же время по народным поверьям он символизирует силу солнца и света, считается цветком верности, счастья. Его семена, улетающие от легчайшего дуновения, символизируют быстротечность и тленность человеческой жизни. На языке цветов одуванчик означает счастье верность и преданность. А вот букет из одуванчиков говорит о том, что отношения, скорее всего, будут скоротечными, могут внезапно оборваться.
   В старинной легенде рассказывается, что на  Руси одуванчик был самым любимым цветком:  давал нектар пчелам, девушкам – цветы на венки, его  корни лечили больных, ночью золотистые цветки освещали дорогу путнику. Но однажды небо нахмурилось, и в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил головку, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло черное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои лепестки, предупреждая о ненастье.
   Записанная потомственными сибирскими целительницами Цынкиными старинная легенда объясняет, почему этот цветок называют «бабушкиной травой». Шла девица по лесу. Увидела избушку. Зашла. В избушке темно, и кто-то стонет. «Кто здесь? Отзовись!» – говорит девушка и слышит голос: «Засвети лучину. Увидишь!». Засветила лучину девица-краса, перекрестилась на образа и видит – лежит на печи старушка, плачет. «Спасибо тебе, что зашла ко мне,– говорит старушка. – Тебя Господь послал, чтоб я не умерла и с собой мудрость жизни не унесла. Паутину смахни, печь затопи, водицы принеси, меня напои. У забора травы нарви с золотой головкой, листья в воду положи да меня накорми. Корешки два раза отвари да мне подай. У меня боль в груди пройдет, сердце успокоится. Соком ноги помажь, опухоль сгони». Сделала все девушка-красавица так, как велела старушка: напоила ее отваром корней, отмоченными в воде листьями, смазала соком опухшие ноги. И старушка ожила, повеселела и  наказала, чтоб не только сама  девушка про эту чудодейственную травку запомнила, но и другим о ней поведала.
   А о том, как появились желтые одуванчики, рассказывает  белорусская легенда. Было это еще в те времена, когда люди даже представить себе не могли, что цыплят будут выводить инкубаторы, их высиживали куры – наседки. И вот у бабы Ганули  весной  заквохтали сразу пять курочек, но она решила, чтобы высидеть всех цыплят хватит и одной. Выбрала пеструшку Павлинку, и положила под нее 21 яйцо. Когда срок подошел, на радость бабке вылупились цыплята, ладные, да здоровые, они бегали по хате, и клевали все что ни попадя.
   Вскоре она выпустила Павлинку с цыплятами во двор поклевать  травку, покопаться в песке, а чтобы наседка никуда не убежала, привязала ее за ногу к столбику. Но не тут-то было: не успела бабка скрыться в хате, как та дернулась, порвала веревочку, и перелетела  через забор, а вслед за ней, сквозь его дырки пролезли и цыплята. Семейство старательно копалось в траве, тут-то  и подкараулил их черный коршун. Когда Павлинка заметила злого хищника, она тревожно закудахтала, детишки, поняв сигнал опасности, моментально кинулись  в разные стороны и попрятались среди травы. Сама же отчаянная  мать, смело бросилась на коршуна... 
   Когда бабка Гануля хватилась куриного выводка, все было кончено. Долго она искала, а увидев клочья пестрых перьев, сразу поняла, что случилось с Павлинкой. Стала искать цыплят, но не нашла. Лишь необыкновенно яркие пушистые  цветочки  желтели среди травы. Насчитав  их двадцать  одну  штуку, бабка решила, что это ее цыплята превратились  в них. С той поры каждую весну по всей округе желтеют среди трав эти цветочки. 
   На  Украине тоже есть легенда о происхождении одуванчиков. Их там называют кульбаба, в дословном переводе – шарбаба.  Жил в Карпатах парень Куль. Все девушки на него заглядывались, но он не обращал на них внимания, потому что безумно влюбился в красавицу по имени Звонка. Жила она у старой  бабы на самой высокой горе у Косово. После смерти мужа жила одна-одинешенька. Пошла как-то она в Косово на базар, увидела там девочку сироту  и взяла к себе. Купила ей сладостей, нарядов, отмыла и назвала Звонкой. Так и жили вдвоем. Росла Звонка, как заря красная, как ель стройная.
Каждое воскресенье баба и Звонка одевались в лучшие одежды и спускались с гор в Косово на базар. Долго ходили, потому что любила баба слушать, как люди говорят им вслед: – «Нет в  горах краше  девушки, чем дочь этой женщины». На том базаре Куль продавал калиновые свирели, которые сам делал. Увидел он Звонку, сердце замерло. На следующий день взял он лучшую свирель и пошел к  дому Звонки. Стал у самой ели и заиграл, так и познакомились они, полюбились.  
   Узнала об этом  баба и запретила девушке встречаться с парнем. Придет, бывало, Куль и начинает играть для любимой, а из-за ели слышит девичий голос:
   – Ой, тише, тише играй. Приказала  баба, чтобы я тебя забыла, но я не хочу, потому что люблю тебя.
   Услышала тот разговор злая баба. Схватила свою буковую палку и, ругаясь, стала бросать в парня.  На том месте, где падала  палка, золотоголовые цветочки появлялись. Долго бегала баба по лугам, полянам, садам, дорогам за Кулем. И везде оставались желтые цветочки. А Звонка горько плакала и все просила:
   – Не трогайте! Это мой Куль, бабушка! С тех пор и назвали люди эти цветки  кульбабой (шарбабой). 
   С одуванчиками связано много поверий и примет. Им приписывали охранительные свойства. Например, чтоб уберечь от сглаза их раскладывали у детских кроваток. Издревле шаманы и ведуньи делали из них травяные талисманы. Считалось, что они  исполняют желания, помогают  преодолеть  препятствия, достичь  успеха в делах. С точки зрения фэн-шуй одуванчики являются благотворными растениями: они защищают членов семьи от несчастных случаев и несут им хорошее здоровье, также они  символизируют деньги. По китайским повеpьям, одуванчики являются маленькими гномиками добpого  духа земли.
   Особенно популярен одуванчик у влюбленных. Есть поверье, что если положить под кровать корень этого растения, то брачный союз будет удачным, и потомство не заставит себя долго ждать. Также из цветков варят приворотное варенье, а его листья обладают возбуждающим свойством. Девушки любят гадать на венках, сплетенных из одуванчиков и пущенных по реке. Чей венок не утонет, ту и ждет в ближайшее время свадьба.
   С ним   связывали  и некоторые приметы. Так, например, считалось, что цветущие одуванчики в зеленой траве, увиденные во сне, предсказывают счастливые союзы и благополучные обстоятельства. Ну, а самая известная примета –  если за один раз вам удастся сдуть все семена одуванчика, то загаданное желание сбудется, правда, при условии, что из сдутых семян вырастет хоть один цветок.
   Одуванчик, как например, кувшинка белая, календула (ноготки), может служить точными часами. В ясную летнюю погоду его соцветия открываются в шесть часов утра, а закрываются в три часа дня.  Например, калмыки раньше следили за утренним  и дневным временем по цветам, которые росли рядом – это маки, одуванчики, мать и мачеха. 
   Есть у  одуванчика  дальний родственник  –  козлобородник  (лат. Tragopogon),  от  древнегреческого τράγος (tragos) – козёл и πώγων (pogon) – борода. Оба они из одного семейства – Астровые. Он очень похож на гигантский высокорослый одуванчик, его  так и называют в народе – «Большой одуванчик»,  некоторые виды  бывают от метра и выше.  Пушистые «летучки» на семенах такие крупные, что его «седая голова» намного больше  соцветий. В прежние времена пухом козлобородника набивали перины и тюфяки. Но только цветками они и похожи, в остальном – это  разные растения. 
   И в заключение – притча, справедливая не только для этих цветов. Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что на ней  выросли одуванчики. Как только он ни пытался избавиться от них, одуванчики продолжали  расти. И тогда он написал в департамент сельского хозяйства, перечислил все, что делал, и закончил письмо вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте,  что делать?»  Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».    





Le kok-saghyz ou pissenlit russe, l'avenir du caoutchouc ?

Revue de botanique appliquée et d'agriculture coloniale, Année 1945, Volume 25, Numéro 275,  pp. 3-10










































Цветение одуванчиков (1992)

Одуванчик (2011)









Одуванчик толстые щёки (1971)

Одуванчик (1975)