Glace


La glace russe, été comme hiver!








































































































































































Un article sur l'origine de la consommation de glaces en URSS
(15.07.2008, http://gazeta.ua/)
Советский гражданин за год должен был съесть пять килограммов мороженого

"Некоторые товарищи до сих пор считают, что мороженое — это лакомство для детей, а для взрослых не оно нужно", — возмущался на 2-й сессии ЦИК СССР 16 января 1936-го нарком пищевой промышленности Анастас Микоян.

Дальше привел статистику: в Соединенных Штатах производят 600 тыс. т мороженого, а в СССР — только 8 тыс.

"Я агитирую за мороженое, потому что это вкусный и питательный продукт", — объяснил нарком. "Мороженое следует и можно сделать продуктом повседневного питания, выпуская его по доступным ценам."

"Ты, Анастас Иванович, такой человек, которому не так коммунизм важен, как решение проблемы изготовления хорошего мороженого", — ”подколол” наркома Сталин.

Но возражать не стал. Через полгода Микоян поехал в США и привез оттуда технологию промышленного производства мороженого. В июне 1937-го он подписал приказ N897, который регламентировал рецептуру, способ изготовления и правила продажи мороженого. На протяжении нескольких следующих лет открылись хладокомбинаты в Москве, Ленинграде и Харькове. В 1940-ом мощная фабрика мороженого начала работать и в Киеве, впоследствии превратившись в специальный цех хладокомбината N2. До тех пор мороженое в небольших объемах производил только молочный комбинат на ул. Жадановского (теперь Жилянская), 47.

После войны в столице УССР ведущими производителями мороженого были Киевский молочный комбинат и Киевский хладокомбинат. Последний имел на центральных улицах пять фирменных магазинов и летний павильон-кафе. Там предлагали торты из пломбира, пирожные-пломбир, эскимо в шоколаде, сливочно-ванильное мороженое, шоколадное, крем-брюле, молочное, фруктовое и ароматическое, — как на вес, так и фасованное по 50 или 100 г. В первой половине 1950-х на рекламных плакатах с мороженым появился пингвин. Очень быстро этот образ, созданный художником-рекламистом Сахаровым, стал символом советского мороженого.

В 1965-ом Институт питания определил, что каждый гражданин СССР на протяжении года должен съесть 5 кг мороженого. Из этого норматива и планировались мощности мороженной отрасли.

С 1960-х в Киеве сложился такой ассортимент холодных лакомств. Фруктовое в картонном стаканчике с деревянной палочкой-ложкой стоило 9 коп. Такое же, но молочное — 11 коп. За стограммовую пачку сливочного — в вафельном стаканчике на палочке или в брикете — платили 13 коп. За то же с наполнителем — 15 коп. Пломбир в вафельном стаканчике продавали по 19 коп. Когда же выяснилось, что продавцы не всегда имеют копейку сдачи, цену ”выровняли” до 20 коп. Мороженое ”Ленинградское” — сливочное в шоколадной глазури на палочке — стоило 22 коп. А за самый вкусный ”Каштан” — пломбир в шоколаде на палочке — нужно было отдать аж 28 коп. — как за девять поездок в трамвае или семь — на троллейбусе.

Больший выбор мороженого предлагали специализированные кафе, которых в Киеве первой половины 1980-х годов насчитывалось 15. Самое известное — ”Мороженое” — было на Крещатике перед входом в Пассаж. Два двухъярусных помещения работали с весны до осени. Популярным было и ”Мороженое” в подвале на Крещатике, 52. Его звали ”погребок”. Там на стенах висели большие зеркала, а над столиками — бра с канделябрами.

Во времена ”перестройки” лидером стало только что открытое кафе ”Вечерний Киев” в Пассаже. Зашкаливали как количество сортов мороженого, изготовленного по итальянской технологии, так и цены. Но посетителей все равно было больше, чем мест за столиками.